Т-72, Абрамс и другие.

Подполковник А.Докучаев

Красная Звезда 2.10.91

Спецрейс в Констанцу

С дульного среза советского танка Т-72 сорвался шлейф огня, в чуть позже американские специалисты осматривали пораженную машину-мишень. Почему американские? В этом и вся соль. Стрельба (о тачной дате судить сложно) проходила на испытательном 'полигоне американской фирмы “Крайслер”, которая производит широко известные а военном мире танки Ml “Абраме”. Как там оказался Т-72? Пока это остается загадкой.

Однако шум, поднятый в мае 1990 года на страницах газеты “Вашингтон пост” обозревателем Бенджамином Уайэерам публикацией материалов о шпионаже в сфере вооружений, позволяет сделать .вывод о том, что шаги по приобретению советской боевой машины предпринимались американской стороной неоднократно. При этом задействовались высокопоставленные лица во многих странах.

А причина была следующая. Американцы приступили к созданию танка Ml “Абраме”. К началу восьмидесятых годов была наработана технология. В 1980 году на танковом заводе” городе Лайма (штат Огайо) выпущен первый образец “Абрамов”. Но фирму “Крайслер” мучил вопрос: а вдруг советский Т-72 на голову выше их детища?

К тому времени Т-72 уже в течение семя лет находился на вооружения Сухопутных войск Советской Армии, начал поступать в страны Варшавского Договора. Считалась, что вооруженный 125-миллиметровой гладкоствольной пушкой, оснащенный совершенной электроникой Т-72 является супермашиной. Поэтому американцев интересовало в танке многое: толщина брони, конструкция системы лазерной наводки и т. д. Конечно же, специалисты знали, что собой представляет Т-72, тем не менее, требовался образец машины. И за океаном решают приобрести Т-72 через одну из социалистических стран, куда они начали поставляться. Выбор пал на Румынию.

Почему? У разведывательных кругов США уже был опыт сотрудничества с некоторыми румынскими должностными лицами, прямо выходящими на родственников тогдашнего президента Николае Чаушеску, К слову, Румыния продавала устаревшее советское оружие почти открыто. Причем, избавляясь от списанных вооружений, Чаушеску не ставил в известность Москву. Сведения о подобной “утилизации” советской боевой техники появились в западной печати июле 1979 года. Позже об атом вынуждены были сообщить я средства массовой информации СССР. Так, в результате одной сделки была осуществлена продажа США партии вооружения, в том числе четырех советских бронетранспортеров. Боевая техника уплыла с югославским судном “Клек”. При погрузке в Констанце все прошло гладко, но в американском порту Эрл судно было, что называется, засвечено. В газетах появились корреспонденции о “таинственном судне с загадочным грузом”. Военному ведомству США пришлось "сделать заявление: дескать, из стран Восточной Европы прибыла партия устаревшего военного снаряжения.Техника действительно была устаревшая, фирмам, производящим вооружения, позаимствовать что-то не представлялось возможным. Ценным, пожалуй, было одно — опыт приобретения вооружения в странах Варшавского Договора. В последствие уже закупались только современные образцы. “Вашингтон пост” приводит такую цифру: в семидесятых годах закуплено вооружения на сумму в 250 миллионов долларов.

Самой: авантюрной операцией можно считать попытку приобрести Т-72. Первоначально в операцию был вовлечен старший брат президента Марин Чаушеску, возглавлявший румынскую торговую миссию в Австрии и поднаторевший уже на сделках с оружием. Он я вступил в предварительные переговоры о продаже танка. Действовать решили по проверенному сценарию. Американцы понимали, что провал с Т-72 грозит мировым скандалом, и попытались, как говорится, обставить операцию со всех сторон. Чувствовал, чем может обернуться авантюра, и Марин Чаушеску — вряд ли пожалел бы его брат-президент, стремясь удержаться у власти, а Москва требовала строгой отчетности за каждую новую машину. Что было предпринято? Во-первых, американские спецслужбы дальше действовали через посредников. Во-вторых, они решили пойти на расходы и купить опять-таки партию устаревшего оружия, в том числе и танков. С ней-то и должен был уйти Т-72. Создавалась видимость, что речь идет об утиле.

Только после тщательной проработки сценария операция; Марин вышел на другого своего брата Илие — в то время генерала, первого заместителя министра обороны и руководителя политуправления румынской армии. Если верить расследованию, проведенному Уайзером, прилетев весной 1981 года в Вашингтон, Илие Чаушеску обсудил финансовую сторону сделки. Кстати, он предпринял ряд защитных превентивных шагов. Каких? Стороны договорились, что 80 процентов денег американская сторона переведет государственному объединению “Ромтсхиика”, которое торговало вооружениями. И только остальные 20 процентов — на него и Марина — в швейцарский банк. Тогда же американцы согласились в случае провала предоставить братьям Чаушеску политическое убежище.

Операция началась весной 1981 года, когда все необходимые вооружения подготовили для отправки в США. В порт Констанца вошел корабль под греческим флагом (в экипаже только один американец — дублер капитана). Бронетранспортеры, артиллерия, другое снаряжение советского производства закреплялись для перехода через океан на его борту. Среди всего этого и должен был затеряться новенький Т-72, но... Он так и не был погружен на судно. По военным каналам пришло сообщение — к порту Констанца приближается группа советских подводных лодок, принимавших участие в учениях в акватории Черного моря. Нервы у торговцев оружием дрогнули, братья протрубили отбой в последнюю минуту. Правомерен вопрос: знал ли о продаже советского оружия сам Николае Чаушеску? Таких доказательств пока никем не приводилось. После шума, поднятого “Вашингтон пост”, в печати проскальзывала мысль: дескать, сделка с оружием невозможна без одобрения руководителя Румынии. Но это, понятно, только предположения. Однако совершенно точно установлено следующее: американцы вскоре все-таки приобрели Т-72. Хотя M1 “Абраме” так и не превзошел советский танк. У нашей машины более мощное вооружение — 125-мяллиметровая пушка против американской 105-миллмметровой. Т-72 весит 41 тонну, “Абраме” — около 55. В Т-72 действует автомат заряжания, что позволяет иметь экипаж не 4, а 3 человека. Выше и запас хода — 500 километров против 440.

Подарок от Фиделя

До сих пор речь шла об интересе американских фирм к советской технике. Конечно же, подобное испытывали и наши научно-производственные объединения. Читатель вправе спросить: насколько эффективно помогают добытые за кордоном образцы машин создателям новой техники? Специалисты из Главного бронетанкового управления Министерства обороны, с кем довелось беседовать, считают: знакомство с каждым .образцом расширяет кругозор. Копировать же пусть даже суперсовременную технику—значит безнадежно отстать. Не лукавят ли специалисты, не признаваясь в том, что с помощью конкурентов облегчают свои усилия в деле создания современных бронеобъектов? Думается, нет. В их пользу немалый опыт отечественного танкостроения? Наша легендарная “тридцатьчетверка”, как известно, проявила себя уже к осени сорок первого. Реакция высшего гитлеровского руководства была молниеносной: изготовить примерно такой же танк. В ноябре в расположении танковой армии Гудериана высадился десант конструкторов и промышленников. Цель — хорошенько познакомиться с трофейным Т-34. Вывод специалисты сделали однозначный: воссоздать точно такую же машину крайне сложно, придется перестраивать технологические линии на многих заводах. Тогда принимается новое решение: 25 ноября министерство вооружений и боеприпасов рейха предлагает фирмам “Даймлер-Бенц” и МАН качать разработку танка, превосходящего . “тридцатьчетверку”. Задаются высокие характеристики. Масса танка — не более 35 тонн, вооружение — 75-миллиметровая пушка, скорость по грунту — 55 км/час, броня — 40—60 миллиметров. Что же получилось на выходе? А получилась “Пантера” — хорошая машина, по очертаниям корпуса похожая на Т-34. Но в результате доработок по бронированию “пантеры” вес ее возрос до 45 тони, она стала, по сути, тяжелым танком, не сопоставимым с “тридцатьчетверкой” по маневренности.

Исследователями давно подмечен и тот факт, что некоторые образцы бронетанковой техники Японии военного периода в своих конструктивных решениях напоминают соответствующие образцы немецких машин, а отдельные послевоенные танки весьма похожи на однотипные американские. Но все-таки это, подчеркнем, японские машины.

Несмотря на то, что зарубежный образец повторить сложно, фирмы, как мы убедились, проявляли, проявляют и, наверное, будут проявлять жгучий интерес к “питомцам” своих конкурентов. Итак, о внимании советских фирм к зарубежным бронемашинам. До недавней поры об этом судить было сложно. Но вот в сентябре текущего года для широкой публики в подмосковной Кубинке распахнул двери музей бронетанкового вооружения. В нем свыше 100 единиц техники зарубежных государств. Правда, более половины—реликвии, второй мировой войны. Однако есть боевые машины, которые были приобретены, надо полагать, не только для коллекции. Что это за танки? Как они к нам попали?

В одном на павильонов застыли американские машины, в том числе и послевоенного производства. Первый в ряду — М24 “Чаффи” — машина, очень сильно похожая на Т-34. Попала к нам в 1953 году, когда принимала участие в войне в Корее, находясь на вооружении разведывательных подразделений США. Танк был подбит, а затем подарен северокорейцами СССР. Тогда же из Кореи прибыл и М46 “Паттон-I”. На нем доводились агрегаты и системы для новых модификаций машин (М47 уже стал массовым танком НАТО). Специалисты обратили внимание на цельный литой корпус, на мощное вооружение — 90-миллиметровую пушку, на совершенные для того времени механизмы управления огнем. Но позаимствовать советским танкостроителям было особенно нечего. Ибо тогда в СССР уже готовился к выпуску Т-54 и производился тяжелый танк ИС-3 — лучшие машины в мире на то время. Вот оценки известного немецкого специалиста Ф. Зенгсрунд-Эттерлина:

“Т-54 отличается достаточной подвижностью, рациональной конфигурацией корпуса и башни я более мощным вооружением, чем у однотипных машин других государств. Форме башни заслуживает семой положительной оценки”.

“ИС-3 обладает высокой огневой мощью и усиленной броневой защитой, отличается весьма малой высотой. И хотя подвижность его ограничена, иа 1956 год ИС-3 сохраняет за собой наилучшее для тяжелой машины сочетание боевых качеств”.

В 1962 году в Кубитсу прибывает американский танк М41 “Уокер Бульдог” — разведмашина с хорошей подвижностью и мощным вооружением. Она была добыта кубинцами (1962 год — время Карибского кризиса), и Фидель Кастро подарил ее советской стороне. Системе стабилизации вооружения, две радиостанции, новый двигатель — стали объектом тщательнейшего изучения в СССР.

Есть в музее и английские машины — “Центурион-3”, “Центурион-10” и “Центурион-13” (Тут похоже автор путает модели танков. В 1973 были получены Мк3 и Мк7 –В.М.). Первая попала сюда, как и. две американские, с полей сражений в Корее. Инженер и один из лучших гидов музея полковник в отставке С. Куц вспоминает, что пришла она обгоревшей, видно, хорошо по ней “поработали” североко-корейские артиллеристы.

Две другие машины семейства “Центурион” поступили позже, “начале семидесятых годов — из Египта. Арабы захватили эти танки у израильтян в ходе боев. Имея сейчас на руках тактико-технические характеристики “Цеятуриои-10”, можно предположить: машина явилась хорошим подарком для советских специалистов.; На ней стояла полуавтоматическая пушка (громко сказано, всего лишь ситема выбраса стреленных гильз – В.М.) - на то время это был рывок в танкостроении. У автора очерка есть сведения, что в Советский Союз из Египта поступило два “Цеятуриона-10”, один из них был “расстрелян” в ходе испытаний.

Не могу не рассказать о еще одной английской машине — МК-5 “Чифтея”. Этот тяжелый танк, прежде чем стать экспонатом, побывал в различных переделках. В 60-х годах, как только новая! машина появилась в Англии, она сразу приглянулась шаху Ирана Мохаммеду Peзе Пехлеви, денег у которого было, что называется, куры не клюют. И партия танков “Чифтен” направляется на Средний Восток. Шах в 1979 году был свергнут и оказался за рубежом, а танки пригодились. Через год резко обострились отношения между Ираком и Ираном, в сентябре восьмидесятого уже на всем протяжении ирано-иракской границы развернулись ожесточенные боя. Torда иранское руководство, возглавляемое аятоллой Р. Хомейни, и бросил” эти танки в бой. Машины сражались с танками Т-55, Т-62, а затем и с Т-72 советского производства, Как показал себя уроженец Британия? Вот лишь некоторые характеризующие танк штрихи. По словам одного иракского представителя того времени, высказанным при посещении нашего военного ведомства, рота на Т-72 наголову разбила иранскую бригаду на МК-5. Даже если это так, МК-5 все-таки не заслуживает большой хулы, ибо Т-72 — машина более позднего поколения.

Когда С. Хусейн я 1986 году в знак признательности за поставки советского вооружения подарил трофейный МК-5 “Чифтен” СССР, одном из НИИ провели его тщательное обследование. Рассказывают, что специалисты написали хвалебный отчет, что вызвало недовольство начальства.

А идея-то : наша...

Каждая машина, стоящая в музее в Кубинке, для специалистов имеет свою ценность. Вот французский танк АМХ-13. Машина старая, начала выпускаться 1951 году для разведывательных и истребительно-противотанковых подразделений. К нам танк попал из Алжира, где был захвачен у французского экспедиционного корпуса во время борьбы за независимость. Подарил президент Хуари Бумедьен, причем подарил две машины. Одна, как и английский “Центурион-10”, была “расстреляна”. Так чем же ценен АМХ-13 для специалистов? Это первый в мире танк с автоматическим заряжанием орудия.

Словом, советские фирмы внимательно следили за развитием бронетанковой техники за рубежом, предпринимали шаги для приобретения образцов оружия. Но в этом деле, как видим, в паре со спецслужбами проявляли определенную деликатность. Отчасти поэтому в СССР нет образцов машин M1 “Абраме”, “Леопард-1”, “Леопард-2”. О деликатности же некоторых зарубежных конкурентов не скажешь. Да оно и понятно: скопировать танк невозможно, но вот что-то позаимствовать... В музее в Кубинке имеется танк М48А5, не представляющий в общем-то большого интереса для специалистов, тем не менее о нем знают почти все, кто связан с танкостроением в СССР. И вот почему. В свое время в нашей стране для танков была разработана система динамической защиты от кумулятивного снаряда. Суть ее в следующем. На танк привариваются небольшие контейнеры со спецначинкой, срабатывающие при высокой температуре и давлении, т. е. в момент действия кумулятивного снаряда, ослабляя его ударную силу. На одном из учений систему продемонстрировали руководству танковых войск, но это вызвало раздражение кое у кого из высших должностных лиц: мол, зачем превращать танк в пороховую бочку? Работы свернули. Но вот приходит Ближнего Востока машина М48А8 (подарок музею), я инженеры видят: она оснащена той самой системой динамической защиты. Предположительно, разработка каким-то образом попала в США, а Израиль уже наладил выпуск защитных контейнеров по лицензии. Русская идея оказалась материализованной. Вот и гадай, стоят ли свеч авантюра с Т-72.

Hosted by uCoz