Автономный комплекс бронированных машин

Трансформация БТВТ в современных условиях

Вступление и концептуальные требования

Задачи современных вооруженных сил и сухопутных войск в частности, находятся в фазе бурной трансформации стоящих перед ними задач и методов их решения в условиях развития современных технических возможностей. Наряду с новыми задачами, возникающими вследствие изменившейся политической обстановки (предотвращение международных конфликтов/преодоление кризисных ситуаций, антитеррористические мероприятия) основной и главнейшей задачей войск остается эффективность боевого использования в общевойсковом бою. При этом, наряду с организацией, структурой и обучением, особое значение приобретает оснащение, соответствующее технологическим возможностям. На данном этапе становится ясно, что существующая структура сухопутных войск и их главной ударной силы – танков требует значительного переосмысления и внесения изменений. Так как характер ведения войн претерпевает существенные изменения, решения и тактика, применявшиеся ранее сейчас могут быть не только мало эффективными, но и губительными. Особенно это актуально в условиях перехода США к новой оперативной концепции ведения противоборства.

На данном этапе многим становится ясно, что в виду возрастающей угрозы даже в случае качественного возрастания технических характеристик одного лишь основного боевого танка или же их количества, эффективное решение стоящих перед сухопутными войсками задач невозможно. Необходимо разграничение функциональных задач и создание семейства взаимодополняющих унифицированных бронированных машин средней категории по массе, основные из которых – основной танк, бронированная машина для транспортировки пахоты и боевая машина огневой поддержки, и другие машины, объединенные в единое информационное пространство. Основной танк, как модернизированный серийный, так и перспективный, даже с учетом включения в боекомплект боеприпасов повышенной эффективности при борьбе с пехотой самостоятельно не справятся с возлагаемыми на них задачами.

В данном материале будет осуществлена попытка обзора возможного преобразования бронетанковой компоненты сухопутных войск в так называемые «автономные комплексы», которые будут представлять из себя интегрированный комплекс бронированных машин, объединенных в едином информационном пространстве, на шасси (основного танка) с максимальной степенью унификации, однородными по подвижности и защите, чтобы иметь возможность взаимодействовать на поле боя в одном боевом порядке. Также будут приведены взгляды зарубежных (ФРГ) специалистов на этот вопрос.

Поле боя будущего (2015 - 2020 год)

Как отмечает глава ГАБТУ МО РФ В. Полонский [1], война современных техно­логий переходит с уровня противостояния отдельных образцов вооружения на уровень противостояния систем вооружения, управ­ления войсками и оружием.

Боевое применение бронетанкового вооружения XXI века предполагает расши­рение его функциональных возможностей с одновременным взаимодействием с дру­гими боевыми средствами в условиях единого информационного пространства (цифрового поля боя). Выполнение задач системой БТВТ в современных условиях связывается с использованием современных технологий. На серийных зарубежных образцах БТВТ (и модернизированных отечественных) уже сейчас установлены или будут устанавливаться информационно-управляющие системы, в которых интегрированы средства связи, управления, диагностики, компьютерной обработки информации и разведки. Информационно-управляющие системы отдельных боевых машин должны объединяться в единую автоматизированную систему управления боем и оружием.

Данное направление сегодня актуально как никогда в свете Указа Президента РФ "О создании единой системы управления тактического звена". Это позволит осуществить интеграцию танка в автоматизированную систему управления тактического звена управления, в результате которой, танк становится полноправным объектом единой системы вооружения сухопутных группировок войск на поле боя.

Рассмотрим основные аспекты, которые, по мнению ряда зарубежных и отечественных специалистов будут характеризовать поле боя будущего.

Поле боя будущего увеличивается вследствие сильно возросшего использования третьего измерения (цифрового поля боя), становится более прозрачным, где внезапные действия возможны только после получения информационного преимущества. Динамичным, так как становится важным сосредоточить силы в правильно выбранное время, а при необходимости быстро их рассредоточить, что позволит обеспечить стойкость от современных средств дальнего поражения.

Успехи современных технологий будут постоянно повышать боевые возможности. Обеспечение информационного превосходства, передачи и обработки информации станет показателем совершенствования вооруженных сил в начале 21 века и будет определять успех боевой системы. Все системы будут взаимодействовать и взаимодополнять друг друга в связке: управление – разведка – воздействие.

При этом ведение ближнего боя с применением бронетехники предусматривается нашим вероятным противником (США и НАТО) только на завершающей стадии боевых действий. До нее задействуется вся мощь и возможности дальнего огневого поражения (см. доклад "Развитие БТВТ в 21 веке").

Стираются различия между тыловой областью, зоной боевых действий и территорией, контролируемой противником. Возрастают возможности разведки и боевого использования, быстрота реагирования и мобильность. Все это невозможно без применения современных средств обеспечивающих командную управляемость.

На данном этапе для бронетанковых войск следует отметить, прежде всего, повышение угрозы с воздуха. Беспилотные средства воздушного нападения и разведки, самонаводящиеся артиллерийские боеприпасы и другие средства будут способствовать быстрому и эффективному реагированию на равноценного противника.

Однако развитие современных средств воздушного нападения (так хорошо показавших себя против низкотехнологичного противника в Ираке) не является абсолютной мерой ставящей под угрозой ключевую роль танка (и машин на его базе в рамках рассматриваемого далее автономного комплекса). Так казалось бы, блестяще проявившие себя средства пока что доказали свою эффективность только при применении по качественно уступающим силам противника в условиях полного превосходства в воздухе (например в Ираке).

Комплекс мер по снижению заметности по оценке производителей средств защиты бронетехники (НИИ Стали, Институт автоматизированных систем АН Украины и других), в типовых боевых ситуациях показывает, что при применении современных комплексов снижения заметности, потери от авиации и РУК сокращаются на 70-80 %.

Модернизированный танк Т-72БМ «Рогатка-1». (на танке применен комплекс мер по снижению заметноси, такие как комплекс «накидка» улучшена архитектура образца, снижающая эффективную поверхность рассеяния (ЭПР), применены уголковые радиолокационные отражатели. В целом танк менее заметен в радиолокационном и ИК-диапазонах длин вол.

Модернизированный танк Т-72БМ «Рогатка-1».

На танке применен комплекс мер по снижению заметности, такие как комплекс «накидка» улучшена архитектура образца, снижающая эффективную поверхность рассеяния (ЭПР), применены уголковые радиолокационные отражатели, экранирование МТО. В целом танк менее заметен в радиолокационном и ИК-диапазонах длин вол.

Ввиду большей прозрачности района боевых действий неизвестно, будет ли в будущем возможно проведение широкомасштабных операций на свободных, открытых участках местности, когда бронированные силы при движении днем и ночью могут быть обнаружены и подавлены.

Наиболее вероятно, что в обороне противник выберет, прежде всего, такие районы, которые, благодаря своей структуре, затрудняют наблюдение за ними и эффективное поражение на расстоянии. Использование благоприятной инфраструктуры и застроек позволяет децентрализованно управлять войсками, а также защищает передвижение и придает высокую степень эффективности противнику, ведущему боевые действия против превосходящих сил. Поэтому противник будет пытаться проводить боевые действия, прежде всего, в местах застроек, а также на пересеченной местности и в лесистых регионах. Это было очередной раз продемонстрировано в ходе боевых действий израильской армии против военных формирований «Хезболлах», которые, несмотря на несопоставимый с Израилем военно-технический потенциал благодаря умелому использованию местности и тактическим приемам сумели остановить, а на некоторых участках и нанести серьезные потери бронетанковым войскам Израиля. В ходе боев явно ощущался недостаток Израиля в боевых машинах огневой поддержки танков типа БМПТ и ТОС.

Так же в ходе контртеррористической операции в Чечне боевые действия, как правило, велись при отсутствии четко выраженного фронта. Противник широко применял засады, партизанские способы борьбы, наносил внезапные удары небольшими отрядами, нередко ночью. Города и поселки бандиты превращали в опорные пункты, насыщенные противотанковыми средствами.

Тем не менее, в целом основные принципы боевого использования бронированных войск останутся неизменными, однако они должны быть приведены в соответствие к боевым условиям будущего. Взаимодействие между танковыми войсками и мотопехотой остается основой использования бронированных войск. Однако, используя существующие образцы техники (БМП-1, БМП-2, БМП-3) выполнение задач мотострелков в единых порядках с танками становится невозможным из-за их высокой уязвимости. Так как БМП существенно уступает танку по защищенности и по огневой мощи, она не может оказывать спешенной мотопехоте поддержку при прорыве подготовленной обороны. Но в то же время БМП является транспортной машиной и должна вмещать не только экипаж, но и вооруженный десант, что мало совместимо с размещением тяжелого комплекса вооружения и адекватной защиты. Лишь пехотинец, который находится рядом с танком, может обезвредить гранатометчика противника, однако слабо защищенные легкие БМП вынуждены двигаться на удалении до 200 и более метров от танков.

Кроме того, бронетанковые войска должны быть более пригодны для принятия боя в нестандартных условиях местности. Боевые действия мотопехоты в пешем порядке приобретают особое значение с целью создания условий для эффективного взаимодействия с боевыми танками. Для этого в распоряжении мотопехоты должна быть соответствующая боевая машина, обладающая такой же подвижностью и защитой, как и основной боевой танк. Среди прочего, новая боевая машина должна обеспечивать быструю посадку и высадку десанта, обладать такой защитой, которая позволила бы личному составу десантироваться как можно ближе к району боевых действий. При этом десант мотострелков, размещенных на тяжелых БТР может быть непосредственно подчинен командиру соответствующего танкового соединения и иметь с ними максимально отлаженное взаимодействие.

Таким образом, встает необходимость разработать концепцию новой бронированной платформы для мотопехоты, обеспечивающей достаточный численный состав спешенного подразделения, высокую защиту и оптимизированное для поддержки, прежде всего, боевых действий в пешем порядке вооружение и боеприпасы. В результате этого, принципы боевого использования для взаимодействия мотопехоты и танковых войск необходимо привести в соответствие с новыми требованиями.

Таким образом, транспортная машина пехоты (тяжелый БТР) сможет успешно справляться с доставкой мотострелков непосредственно к обороне противника. Основную часть огневой поддержки будет все так же выполнять основной боевой танк. Но и сам танк на данном этапе не является универсальным средством, и требует машины поддержки, основной задачей которой будет борьба с танкоопасными целями, таким как расчеты ПТРК, РПГ, поддержка танков на сложных (в том числе горных) и застроенных участках местности. Сейчас с этой целью в России разработан принципиально новый образец БТВТ, боевая машина поддержки танков (БМПТ «Рамка-99»), не имеющая аналогов в мировом танкостроении.

Ни авиация, ни артиллерия при решении задачи прорыва подготовленной тактической обороны (при увеличении глубины обороны и все возрастающей динамике боя) не способны полностью заменить наземную боевую машину, наступающую в одних боевых порядках с мотопехотой и постоянно поддерживающую ее огнем прямой наводкой. Поэтому в состав автономного комплекса, особенно в случае прорыва подготовленной обороны противника, в особенности на сложных участках местности целесообразно включить средства непосредственной огневой поддержки. Примером такого средства может быть серийный комплекс ТОС-1А, который может быть использован для поражения залпами НУРС площадных целей, как с открытых, так и с закрытых огневых позиций. Выполнение боевой машины на базовом шасси танка позволяет использовать ее в различных видах наступательного и оборонительного боя в качестве средства непосредственной огневой поддержки мотопехоты и танков, продвигаясь в их боевых порядках.

Таким образом наиболее простым и рациональным на текущий момент может быть создание семейства боевых машин (тяжелых боевых машин пехоты и машин огневой поддержки) на базе серийного основного танка (При разработке перспективного танка на его шасси уже предусмотрено создание всей гаммы семейства машин боевого, технического и тылового обеспечения различных родов войск).

Сейчас на вооружении России, а также на хранении находится огромный арсенал основных танков, большая часть из которых устарела (Т-72, Т-80 и пр.), модернизация которых до современных стандартов экономически не целесообразна (стоимость новой СУО, усиление защиты и подвижности до современного уровня обойдется намного дороже стоимости самого танка). Однако устаревший танк еще может послужить базой для различных боевых машин, совокупность которых обеспечит рост эффективности бронетанкового соединения в целом.

Все боевые машины при этом должны быть объединены, как было сказано выше, в единое «информационное пространство», обеспечивающее обмен информацией как между машинами комплекса (включая машины разведки и БПЛА) так и средствами поддержки (системы залпового огня, разведывательно-ударные ракетные комплексы, дальняя разведка и пр.).

На данный момент на вооружении состоит тяжелая боевая машина огнеметчиков (БМО-Т), тяжелая огнеметная система ТОС-1А, на завершающем этапе государственных испытаний находится и боевая машина поддержки танков (БМПТ «Рамка-99»). Вышеперечисленные машины изготовлены на базе основного танка (Т-72/90). Роль основного танка сохранится за серийным модернизированным танком, например, Т-72БМ «Рогатка-1», который, возможно в дальнейшем будет заменен перспективным танком, например «Совершенствование – 88».

Также проходит испытания и разведывательно-ударный ракетный комплекс большой дальности (с дальностью стрельбы до 100 км ) «Гермес».

Существуют ряд отечественных разработок семейства боевых машин, выполненных с использованием единого базового танкового шасси с унифицированными ходовой частью, моторно-трансмиссионной установкой, средствами связи и навигации и броневым корпусом, обеспеченным современным уровнем пассивной и динамической защиты. Ряд серийных БМ на базе шасси Т-72(Т-90) включает БМ огневой поддержки танков (БМПТ), БМО-Т (тяжелая боевая машина огнеметчиков и ТЗМ), БМ РСЗО ТОС-1, а также машины технического обеспечения (МТО), инженерные машины (ИМ) на той же базе.

Существуют ряд отечественны х разработок семейства боевых машин, выполненных с использованием единого базового танкового шасси с унифицированными ходовой частью, моторно-трансмиссионной установкой, средствами связи и навигации и броневым корпусом, обеспеченным современным уровнем пассивной и динамической защиты. Ряд серийных БМ на базе шасси Т-72(Т-90) включает БМ огневой поддержки танков (БМПТ), БМО-Т (тяжелая боевая машина огнеметчиков и ТЗМ), БМ РСЗО ТОС-1, а также машины технического обеспечения (МТО), инженерные машины (ИМ) на той же базе.

Почему автономный комплекс?

Существующие современные концепции применения бронетанкового вооружения, в том числе танков, в условиях борьбы с противником определяют танку ведущее место на поле боя театра военных действий. При этом главное достоинство танка определяется в сочетании огневой мощи, защищенности и подвижности, в свете чего танки нельзя заменить ни другими средствами борьбы, ни их сочетанием, в особенности при борьбе с танками и другими бронированными машинами противника. Однако в сложных условия современного поля боя возможности танков ограничены и не обеспечивают задач овладения территорией в условиях, когда противник имеет на вооружении большое количество легко переносимого противотанкового оружия - противотанковых гранатометов и ПТУР.

В этой связи на ТВД видится тесное взаимодействие танков и пехоты, имеющей возможности ведения шквального огня и поражения противотанковых средств противника, которую для придания мобильности размещают на бронированных боевых машинах пехоты (БМП). Однако, как показала практика локальных и крупномасштабных боевых действий, использовать в передней линии прорыва обороны противника БМП обречены на провал из-за их высокой уязвимости вследствие относительно низкого (в сравнении с танками) уровня бронирования [2].

Очевидно, что прикрывающая танки от наземных целей механизированная пехота должна иметь защиту на уровне не ниже танковой. Такую же защиту должны иметь и зенитные машины воздушного прикрытия танков. В то же время как зарубежные, так и отечественные боевые зенитные машины, в частности "Тунгуска-М" имеют легкое бронирование.

Важность обеспечения прикрытия танков особенно возрастает в локальных конфликтах, где, по современным военным взглядам тактика в ходе общевойсковой вооруженной борьбы приобретает новое содержание, поскольку в отсутствие сплошных фронтов с непосредственным соприкосновением сторон все более возрастает роль автономных самостоятельных действий некрупных тактических формирований войск, обладающих возможностями выполнять боевые задачи в отрыве от тыловых баз.

Зачастую в локальных конфликтах 20-21 века успех стал зависеть от высокоманевренных способов боевых действий, ведущихся непрерывно на глубину всей тактической зоны обороны.

Например, наряду с массированным применением танков в ходе войн на Ближнем Востоке израильское командование широко использовало для самостоятельных действий небольшие группы танков от взвода до роты. В условиях отсутствия сплошного фронта в обороне противника эти группы проникали в тыл и дезорганизовали его работу, нарушали управление войсками. Действовали такие группы на широком фронте, отрываясь от главных сил на 15-20 км . При каждой группе танков находились корректировщики огня артиллерии и операторы наведения авиации.

Какие машины войдут в комплекс…

Автономный комплекс бронированных гусеничных машин для решения тактических задач, в своем составе содержащий боевые машины (БМ), машины технического обеспечения (МТО), инженерные машины (ИМ) и командно-штабную машину. Все броневые гусеничные машины комплекса выполнены с использованием единого базового танкового гусеничного шасси с унифицированными ходовой частью, моторно-трансмиссионной установкой, средствами связи и навигации. Броневой корпус, должен обеспечивать современный уровнем пассивной и динамической защиты, со стойкостью, от тандемных кумулятивных боеприпасов и бронебойно подкалиберного снаряда калибра 120 мм [3].

Боевые машины (БМ), машины технического обеспечения (МТО), инженерные машины (ИМ) и машины группы управления. Боевые машины (БМ), машины технического обеспечения (МТО), инженерные машины (ИМ) и машины группы управления.

Боевые машины (БМ), машины технического обеспечения (МТО), инженерные машины (ИМ) и машины группы управления.

Боевые машины

В качестве базовой БМ комплекс может иметь модернизированный серийный танк. Например танк Т-80Б в штатном исполнении с шестиопорным шасси или в модернизированном исполнении с семиопорным шасси, вынесенным за башню автоматом заряжания и комплексом активной защиты.

Существенное влияние на действия танковых войск в локальных войнах оказали противотанковые средства. Максимальная дальность стрельбы противотанковых средств ближнего боя увеличилась в 8 раз, пробиваемость брони возросла в 2,5 - 4 раза, вероятность поражения - в 2,5-5 раз. Простота производства ручных противотанковых гранатометов (РПГ) позволила увеличить плотности ПТС ближнего боя до 50-60, и более единиц на 1 км фронта. В результате потери танков от противотанковых средств (РПГ, легких ПТУР), находящихся на вооружении непосредственно в пехотных подразделениях, к 70-м годам составили более 30%. С целью борьбы с легкобронированными и противотанковыми средствами и живой силой противника разработан принципиально новый образец БТВТ, боевая машина поддержки танков (БМПТ), не имеющая аналогов в мировом танкостроении [5]. БМПТ дополняет ограниченные возможности танка по плотности огня и боезапасу при борьбе с вышеупомянутыми средствами.

Существует ряд мнений по вопросу о целесообразности или нецелесообразности дополнения танка специализированной БМ огневой поддержки, обладающей многоканальным вооружением. В первой концепции предполагается применять две дополняющие друг друга в концептуальном и тактическом отношении боевые машины. При этом одну боевую машину необходимо оптимизировать в плане ведения огневого боя на средних дальностях стрельбы (БМПТ), а другую боевую машину необходимо ориентировать на доставку, управление и поддержку боевых действий мотострелков в пешем порядке (БМП/БТР).

Приводятся мнения, что вполне достаточным было бы использование только тяжелой БМП, то есть тяжелая боевая машина пехоты будет применяться в качестве многофункциональной боевой машины.

Общим основанием для обоих вариантов концепции было то, что роль боевого танка (ОБТ) в качестве основного средства механизированных боевых действий на больших расстояниях и против тяжелобронированных целей в будущем неоспорима.

Как известно, конструкция защиты имеет важное влияние на компоновку ББМ, например, на полезный внутренний объем. Таким образом, возникает конфликт между размещением мощного вооружения, способного оказать поддержку танку и пехоте и проблемой размещения достаточного количества спешиваемого десанта (7-10 чел.).

Итоги исследований, проведенных в ФРГ показали, что концепция двух машин в сочетании с измененными тактическими принципами боевого использования приведут к значительному сокращению потерь личного состава (до 61%) в бою по сравнению с концепцией одной машины [4].

Во-первых, это позволяет командиру разделить задачи между машиной для ведения огневого боя и боевой машиной пехоты, использование машины для ведения огневого боя для выполнения особо опасных задач и сохранение спешенных пехотинцев боевой машины пехоты для непосредственного их использования в "решающих ситуациях". Во-вторых, возможность проведения боевых действий и выживаемость спешенных мотопехотных отделений значительно возросли, так как может быть обеспечена эффективная поддержка в ближней зоне посредством бортового вооружения новой бронированной платформы для мотопехоты.

Немецкие специалисты пришли также к другому интересному выводу взаимосвязи между эффективностью в боевых действиях и численным составом спешенного подразделения мотострелков. Ни при обороне, ни при наступлении численный состав спешенного подразделения (командир и шесть пехотинцев) недостаточен для боевой машины. Уже незначительные потери в мотопехотном отделении ставят под вопрос его эффективность в целом (как взаимосвязанную единицу с другими ББМ). По мнению западногерманских специалистов с численным составом спешенного подразделения мотопехоты 1/7 возможность проведения боевой операции и выживаемость мотопехотного отделения следует оценить, как достаточную, с численным составом 1/8 – как удовлетворительную. Вычисления производились для боевых действий в боевых операциях в составе роты и батальона.

Таким образом, концепция двух боевых машин – БМПТ и специализированной тяжелой бронемашины пехоты с пулеметным вооружением и увеличенным до 8-10 человек спешиваемым десантом можно считать наиболее адекватным решением.

Унифицированное шасси основного танка

Основной танк

Концепция двух машин

Концепция одной машины
Основной танк Машина для ведения огневого боя (БМПТ) Бронированный транспортер пехоты (БТР-Т) Боевая машина пехоты
Повышенная огневая мощь,

дальние/средние

расстояния,

высокая защита

125-мм пушка с новым боекомплектом

ТУР, в том числе с автономным самонаведением.

2Х 30 или 57-мм АП .

АГ

ПТРК

Многоканальность (возможность вести огонь по нескольким целям).

пулемет с ДУ

ПТРК

Для ведения боевых действий на

бронированной машине и в пешем порядке.

Фронтальная защита от снарядов танковых пушек и ПТРК

Фронтальная защита от снарядов танковых пушек и ПТРК

Усиленная защита бортов

Высокая противоминная защита экипажа

Фронтальная защита от снарядов танковых пушек и ПТРК

Фронтальная защита от снарядов танковых пушек и ПТРК

нет пехотного отделения нет пехотного отделения пехотное отделение до 8-14 чел. пехотное отделение до 7 чел.

В случае создания на базе существующего шасси танка боевой машины для транспортировки пехоты возникает также еще одна проблема, связанная с удобством и безопасностью десантирования и посадки спешиваемого десанта. Тут разработчики могут действовать разными путями, которые диктуются соображениями затрат на переоборудования и тактическими обоснованиями. Тут конструкторы могут прибегнуть следующим ращениями: «разворот» танка моторно-трансмиссионным отделением вперед, удалением с него башни и оборудования десантного отделения (реализовано на БТР-64Э и «Темсах»), размещением десантного отделения в центральной части корпуса, с сохранением размещения МТО и оборудованием в десантных люков в кормовой части надстройки (БМО-Т, БТР-Т), а также обеспечение спешивания за счет установки компактной силовой установкой (СУ) оставляющей пространство для прохода вдоль нее от боевого отделения к кормовой части корпуса («Ахзарит»). В результате, несмотря на сохранение заднего расположения двигателя, машина обеспечивает, хоть и менее удобный, чем в случае размещении СУ в передней части корпуса, выход, что важно для машины пехоты. Хотя это затрудняет кормовой доступ, расположение двигателя в кормовой части облегчает соединение силового блока с первоначальными бортовыми передачами. Более того, это помогло сбалансировать большую массу брони с передней части машины.

На данный момент существует ряд реализованных отечественных и зарубежных вариантов переоборудования танков с «классической» компоновкой в тяжелые БТР. Среди них российские тяжелые БТР (БМО-Т, ДПМ-72), украинская БТР-64Э, израильская БТР «Ахзарит» и иорданская «Темсах». Основные характеристики приведены в таблице ниже.

Таким образом, танки типа Т-72, Т-64, Т-80 могут послужить базой для создания специальной техники, такой как тяжелые высокозащищенные БТР, машины огневой поддержки танков, а также машины инженерного сопровождения.

БТР-64Э. Фото Дмитрий. Для посадки и высадки десанта БТР снабжен удобными дверями в кормовой части корпуса. БТР-64Э. Фото Дмитрий. Для посадки и высадки десанта БТР снабжен удобными дверями в кормовой части корпуса.

БТР-64Э. Фото Дмитрий.

Для посадки и высадки десанта БТР снабжен удобными дверями в кормовой части корпуса. Для обеспечения пехотному отделению возможности безопасного спешивания из кормовой части машины была разработана машина с передним размещением двигателя. Чтобы достичь этого без конструктивных изменений корпуса базового танка с кормовым размещением двигателя, он используется так, что в своем новом виде конструкция передней части корпуса танка была репрофилирована (кормовая часть танка стала передней частью). Для использования танка в таком виде изменено направление вращения бортовых передач, геометрия подвески также отрегулирована для сохранения распределения натяжения гусениц. Командир и водитель перемещены на приподнятых рабочих местах за перегородкой моторно-трансмиссионного отделения.

Современные БТР/БМП на базе ОБТ
Наименование «Темсах» АВ-14 АВ-13 БМО-Т/ДПМ-72 БТР-Т/ДПМ «Ахзарит» БТР-64Э
Страна Иордания Украина/ Иордания Россия Россия Израиль Украина
Базовый танк Центурион Центурион Т-72 Т-55 Т-54/55 Т-64
Экипаж (десант), чел. 2 (10) 3 (7) 2 (7) 2 (5) 2 (7) 2 (10-14)
Боевая масса, кг

49 500 31 000 - - 44 32,5-41
Вооружение Автоматическая пушка и ПТРК Автоматическая пушка/АГ/ПК Пулемет модульное Пулемет модульное
Спешивание десанта через кормовой люк Обеспечено Ограничено обеспечено Ограничено обеспечено Ограничено обеспечено Ограничено обеспечено Обеспечено
Сложность переоборудования Высокая Средняя Низкая Низкая Средняя Высокая

Машины технического обеспечения

В качестве машин технического обеспечения комплекс содержит транспортно заряжающую машину танка с пулеметным вооружением, выполненную с возможностью одновременной перевозки не менее двух боекомплектов вооружения танка и бронированный топливомаслозаправщик, с пулеметным вооружением и объемом возимого топлива, обеспечивающим комплексу необходимую степень автономности.

Бронированную ремонтно-эвакуационную машину, снабженную тяговой лебедкой с полиспастом, обеспечивающей тяговое усилие не менее 100 т и подъемно – транспортным оборудованием, например полноповоротной стрелой.

Инженерно-дорожную машину, снабженную бульдозером, противоминным колейным и/или электромагнитным тралом и подъемно-транспортным оборудованием, например полноповоротной стрелой с манипулятором.

Машину жизнеобеспечения с контейнерами для продовольствия и оборудованием и/или комплектами для оказания экстренной медицинской помощи;

Мостоукладчик с механизированным мостом, обеспечивающим комплексу возможность преодоления препятствия шириной 20- 22 м .

Машины управления боем и разведки

Командно-штабную машину с оборудованием управления боем, внешний вид которой соответствует внешнему виду любой из бронированных гусеничных машин автономного комплекса.

Разведывательная машина, снабженная всепогодными средствами обнаружения противника и использующую в качестве основного вооружения крупнокалиберный пулемет и/или автоматическую пушку калибра 30-57 мм . Кроме того машины разведки, командно-штабные машины, а также ряд других машин боевой группы целесообразно оснащать развитыми комплексами разведки-целеуказания, которые обеспечат эффективное ведение разведки и поражения противника вне пределов прямой видимости.

Дистанционно-пилотируемый летательный аппарат (ДПЛА) Дистанционно-пилотируемый летательный аппарат (ДПЛА)

Дистанционно-пилотируемый летательный аппарат (ДПЛА) "Пчела-1" в составе комплекса "Строй-П" (или БПЛА «Шмель» и пр.), предназначенный для наблюдения за полем боя и ведения разведки в глубине обороны противника. Однако подобные комплексы по ряду причин не смогут полностью решить вопрос ращведки.

Недостатками комплекса применительно к тактическим подразделениям типа батальон, рота, взвод, а также к отдельным машинам являются:

Поэтому разведывательный комплекс может быть установлен на различных образцах ВВТ - боевой, транспортно-боевой групп, командно-штабных машинах и машинах управления, разведывательных машинах и решать задачи разведки как в интересах каждого образца ВВТ, так и их подразделений в целом с использованием АСУ подразделения. Создание таких платформ позволит сделать первый шаг по разделению средств разведки и поражения противника, что в будущем поможет кардинально изменить облик образцов ВВТ и решаемые ими задачи, а также способы их применения.


Обобщение:

Значительное отставание прироста боевой эффективности танков (80-100%) от противотанковых средств (180-240%) поступление последних в массовом количестве на вооружение, начиная с 70-х годов, привело к глубокому кризису танка на поле боя. Танковые группировки стали эффективно поражаться как в непосредственной близости от линии боевого соприкосновения, так и в период выдвижения из глубины. Военные специалисты рассматривают возможность увеличения огневой мощи боевых бронированных машин за счет повышения управляемости в составе общевойскового формирования. При этом предполагается получить существенный выигрыш в эффективном использовании танков и БМП в составе подразделения, как единой боевой системы. Одним из направлений совершенствования систем управления подразделением и боевой машиной (танком или БМП) является интегрирование их различных систем в единый комплекс, обеспечивающий решение боевой задачи. Реализация этой концепции осуществляется на основе создания информационно-управляющих систем (ИУС) [6].

Танка и семейство унифицированных образцов на его шасси позволит на базе общевойсковых формирований создавать высокозащищенные мобильные разведывательно-ударные комплексы, интегрированные в информационное пространство со средствами огневого поражения сухопутных войск и авиации тактического звена.

На базе NGP намечается создать ОБТ, боевую машину поддержки танков (БМПТ), ЗСУ, подвижный наблюдательный пункт артиллерии, саперный танк и танковый тягач.

На базе NGP намечается создать ОБТ, боевую машину поддержки танков (БМПТ), ЗСУ, подвижный наблюдательный пункт артиллерии, саперный танк и танковый тягач.

Как отмечается в статье «Бронетанковое вооружение в современном бою» [1], перспективная система бронированного вооружения представляет собой семейство машин: боевых, боевого и технического обес­печения, вспомогательных и специальных. К основным принципам построения пер­спективных бронированных комплектов вооружения можно отнести следующие:

Таким образом, в начале 21 века об­разцы бронетанкового вооружения снова адаптируются к изменившимся условиям и превращаются в наземные боевые высокозащищенные машины, являющиеся эле­ментом единой системы вооружения. При этом они сохраняют главную отличительную черту - высокую степень универсальности, позволяющую решать разнотипные боевые задачи во всех видах боевых действий и эффективно взаимодействовать с други­ми боевыми средствами.


Источники:

1. В. Полонский. «Бронетанковое вооружение в современном бою». Военный №1/ 2005

2. О.Н.Брилева. Современная концепция танков и бронетанкового вооружения, журнал "Вооружение. Политика. Конверсия", №4, 2000, с.8-11

3. Патент РФ №2242699

4. Новая бронированная платформа для мотопехоты. Концептуальные требования. Jurgen Uchtmann.

Neue Gepanzerte Plattform fur die Panzergrenadiertruppe Konzeptionelle Forderungen. Soldat und Technik 2000, Nr 5, S. 291-296

5. Основные проблемы существующего парка бронетанкового вооружения и военной техники и направления его совершенствования на среднесрочную перспективу. А.И. Адамчук, председатель НТК БТВТ ГАБТУ МО РФ (г. Москва)

6. Информационные системы управления боем. М.П. Лапчик, проректор по информатизации, д.п.н., профессор (ОмГПУ) А.А. Соловьев, завкафедрой, к.ф.-м.н., профессор, чл.-корр. Академии военных наук (ОТИИ). Ю.И. Михеев, начальник отдела Комитета по делам телевидения, радиовещания и средств массовых коммуникаций Администрации Омской области, к.т.н. (г.Омск). Е.В. Демидов, с.н.с. (ОТИИ)

Andrei