Михаил Никольский

Война судного дня.

Шестидневная война только усилила напряженность на Ближнем Востоке. Арабы такие обиды не прощают, вот и получается, что Израиль не столько выиграл воину, сколько потерпел сокрушительную победу. Закончив одну воину, следовало готовиться к следующей, чем победители и побежденные и занялись с удвоенной энергией.

Израильтяне возводили вдоль берега Суэцкого канала мощные укрепления, получившие название “линия Барлева”. Линия Барлева представляла собой две полосы обороны общей глубиной 30—50 км. Передняя полоса имела две позиции, причем первая проходила непосредственно вдоль канала и представляла собой намытый из песка противотанковый вал высотой до 20 м (протяженность вала — около 160 км). На гребне вала были оборудованы взводные опорные пункты. Взвод пехоты поддерживал взвод танков. В толще вала находились емкости с нефтью и трубопроводы, обеспечивающие подачу нефти в канал. При угрозе форсирования водной преграды египтянами предполагалось выпустить нефть и поджечь ее.

Между первой и второй линиями обороны находилась рокадная дорога, по которой патрулировали группы мотопехоты и танков (не менее четырех танковых рот). По рокаде также могли перебрасываться на угрожаемый участок батареи САУ. Вторая линия обороны находилась на расстоянии 7— 10 км от первой, ее становой хребет составляли ротные опорные пункты, каждый из которых, по расчетам израильтян, мог автономно вести боевые действия в течении недели. Наконец в 25—30 км от канала находились в резерве три бронетанковых бригады. Сооружение линии Барлева обошлось Израилю в 300 млн. долл.

Оборонительный рубеж глубиной 12—20 км и протяженностью 75 км был возведен на Сирийском фронте на Голанских высотах. Основу обороны составляли опорные пункты на господствующих высотах. Огневая мощь опорных пунктов держалась на вкопанных в грунт танках (в среднем 10-12 танков на 1 км фронта). Был на Голанских высотах и свой “Суэцкий канал” — противотанковый ров шириной 6 м и глубиной 4 м.

И на Суэцком, и на Сирийском направлениях Израиль готовился к войне оборонительной, однако выводы по дальнейшему развитию своих вооруженных сил израильтяне делали на основе уроков войны сугубо наступательной. Ошеломляющий успех мотомеханизированных групп на Синайском полуострове привел генералов к переоценке роли танков и недооценке артиллерии и пехоты, в том числе и моторизованной. За ошибки в планировании пришлось расплачиваться кровью.

Как и прежде, развитие бронетанковых сил базировалось на двух китах — закупках новой техники и модернизации имеющейся. Израильтяне внимательно отслеживали положение дел в мировом танкостроении. Их внимание привлек английский “Читфен”. Эта машина не пользовалась популярностью у европейских экспертов, ставивших во главу угла подвижность танка и не уделявших должного внимание бронезащите. На Ближнем Востоке уже в полной мере прочувствовали, что тяжелые “Центурионы” на поле боя куда подвижней маневренных АМХ-13. Израильтяне получили два “Чифтена” из Великобритании и всесторонне их испытали. По результатам испытаний был сделан вывод, что “Чифтен” наилучшим образом соответствует требованиям. Однако попытка купить “Чифтены” провалилась из-за вето, наложенного в 1969 г. на уже почти подписанный контракт английским правительством.

После шестидневной войны Израиль оказался в международной изоляции, и военным в какой-то мере пришлось вспоминать “самодеятельность” в деле оснащения армии военной техникой во времена войны за независимость. Особенно больно ударило по боеготовности армии свертывание военных контактов с Францией. Де Голль, возмущенный угоном агентами МОССАДа ракетных катеров из Шербура, полностью свернул все контакты с Израилем. Единственным западным государством, продолжившим открытое военной сотрудничество с Израилем после войны 1967 года, оказались США, которые активно начали поставлять Израилю самую современную военную технику, в числе которой были и 150 танков М60А1.

Уроки, преподанные французами в деле усовершенствования “Шерманов”, не пропали даром, и израильские инженеры вполне успешно занялись самостоятельной модернизацией боевых машин. Особое отношение у танкистов было к “Центурионам”. С одной стороны, они считали эту машину наиболее хорошо вооруженным и защищенным израильским танком, с другой — терпеть не могли из-за ненадежности двигательной установки. Еще до начала шестидневной войны было принято решение модернизировать “Центурионы” путем замены двигателей; в мае 1967 г. с американской фирмой Теледайн Континентал заключили соглашение на поставку 400 танковых дизелей AVDS-1790-2AC. Механическую трансмиссию “Меррит-Браун” предполагалось заменить гидромеханической “Аллисон” CD-850-6. Новый моторно-трансмиссионный блок превосходил по размерам старый, поэтому кормовой лист корпуса пришлось отклонить на 3,5° от вертикали и увеличить высоту МТО. На танке также удалось увеличить емкость топливных баков, что наряду с установкой менее “прожорливого”, чем бензиновый мотор дизеля привело к возрастанию запаса хода почти вдвое. Кроме модернизации силового блока были усовершенствованы тормоза, установлены новые системы пожаротушения и электроснабжения; некоторые танки получили 12,7—мм пулемет, монтировавшийся над стволом орудия; стрельба из пулемета велась с помощью электроспуска. Внешне модернизированный “Центурион” отличался увеличенной высотой МТО и наличием воздухоочистителя, размещенного на надгусеничной полке.

Работы затянулись, и первый модернизированный “Центурион” передали войскам только в мае 1970 г. Усовершенствованный “Центурион” получил собственное имя “Шот” (“Кнут”); неофициально танк называли “Бен-Гурион”. К началу войны 1973 года в вариант “Шот” была переоборудована большая часть из 700 израильских “Центурионов”.

Израильтяне хотели по-возможности хоть в какой-то мере стандартизировать свой достаточно пестрый танковый парк, если не по типам танков, то хотя бы по снабжению боеприпасами и запасными частями. В промежуток с 1967 г. по 1973 г. на все “Паттоны” установили дизели AVDS-1790, такие же, как и на “Шоты”, и перевооружили их американскими 105мм пушками М68 (лицензионное английское орудие L7, такие же стояли и на израильских “Центурионах”). Стандартную на американских “Паттонах” командирскую башенку с пулеметом демонтировали, взамен установили башенку “Урдан” израильской конструкции. Американские танковые пулеметы М85 и М73 сменили более надежные МАО. Несколько модернизированных М48 принимали участие в шестидневной войне в составе угдата, которым командовал Израиль Тал.

Модернизированный М48 получил новое имя “Магач”. Происхождение названия трактуется следующим образом: “Magach” — “Ma-Ga-Ch” — первый и последний слоги представляют начальные слоги написания на иврите цифр четыре и восемь, Ga — производное от Gimel — Германия, напоминание о том, что первые М48 были получены из ФРГ.

Нескольким сотням захваченным у арабов Т-54/55 также нашлось место в армии обороны. На них ставились пушки L7, американские пулеметы; на части танков заменили дизели, также на американские. В вооруженных силах Израиля модернизированные Т-54 получили индекс ТИ-67. Были приняты на вооружение и трофейные ПТ-76, на которых заменили пулеметы и радиосвязное оборудование.

Весьма специфические бои “войны на истощение” на первый взгляд подтвердили преимущества САУ перед буксируемыми пушками. В межвоенный период Израиль продолжал наращивать количество самоходок в войсках. На заводе фирмы Солтам в Хайфе производилось переоборудование “Шерманов” в 155-мм самоходные гаубицы. Работа началась вскоре после окончания шестидневной войны. Вместо 155-мм гаубиц на части машин были установлены 160-мм минометы. Внешний вид самоходки достаточно необычен, и с ветераном-“Шерманом” самоходка “Солтам” имеет только общую ходовую часть. Вместо 155-мм гаубиц на части машин были установлены 160—мм минометы.

В 1969 году из США были доставлены 24 155-мм самоходные гаубицы Ml 09, значительно превосходившие эрзац САУ на базе “Шерманов”. В 1971—1972 гг. американцы поставили Израилю 48 175-мм самоходных пушек М 107 — ставших самыми мощными орудиями армии обороны.

Всего в армии Израиля к началу 1973 г. насчитывалось примерно 1700 танков и САУ. В сухопутных войсках имелось 10 танковых и 21 механизированная бригады. Большая часть армии занимала позиции на Синайском полуострове. Хотя приоритет отдавался танкам, моральное и техническое старение полугусеничных БТР было столь очевидным, что их замену откладывать было никак нельзя. Еще во время войны 1967 г. из США в пожарном порядке было получено 200 гусеничных БТР M113. В 1972—1973 гг. оттуда же пришло еще 448 бронетранспортеров и командно-штабных машин М577 на базе М113. Другим источником пополнения парка пехотных транспортеров стала трофейная техника: захваченные БТР-50П и его чешский вариант ОТ-62 “ТОПАЗ”.

Перевооружение, а точнее, воссоздание броневой мощи арабских армий в 1967—1973 гг. велось беспрецендентными темпами. Египет за это время получил 1260 танков Т-54/55, 400 Т-62, 750 бронетранспортеров БТР-50 и ОТ-62, 150 новейших в то время БМП-1, бронированные разведывательные машины БРДМ. Поставки вооружения Сирии были не менее масштабными.

Дело было не только в поставках новых танков и БТР, — боевую подготовку арабских армий взяли в свои умелые руки советские офицеры. В будущей войне египетской армии предстояло штурмовать линию Барлева, а потом вести сражения с израильскими бронечастями и отбиваться от налетов авиации. Для борьбы с танками арабская пехота в больших количествах получила на вооружение ПТУР 9М14М “Малютка”. Вообще-то противотанковые ракеты не были новинкой в ближневосточных армиях: французские SS.11 в войне 1967 года применял Израиль, египтяне использовали установки “Шмель” на автомобилях ГАЗ-69. Однако такое количество ракет при резком качественном росте подготовки их расчетов было новостью не только для Ближнего Востока. Бронетанковые части получили мобильные ЗРК “Квадрат” и ЗСУ “Шилка”. В результате противовоздушная оборона подвижных частей арабской армии резко возросла, особенно наглядно это видно, если сравнивать с ПВО израильских угдатов, основу которых составляли трофейные ЗУ-23 или спаренные 20-мм автоматические пушки “Испано-Сюиза”, установленные в кузовах многострадальных полугусеничных М 3. К началу боевых действий армия Египта насчитывала 2200 танков и САУ, Сирии— 1350.